Технологии оцифровки. Часть 2. Студийная оцифровка

 

В первой части (см. Технологии оцифровки. Часть 1.) я подробно описал, как можно в хорошем качестве оцифровать видеокассеты на дому. Но не у всех есть оборудование и время на эти эксперименты. Расскажу какие виды оцифровки встречаются в студиях.

Если Вам не хочется заморачиваться по поводу оцифровки на дому, то самое время рассказать к кому обращаться для оцифровки кассет. Как выбрать студию оцифровки и перезаписи. Что надо узнать о методах и оборудовании для оцифровки?

В своей работе мы используем разные виды оцифровки видеокассет в зависимосnи от формата кассет и задач, для которых производим оцифровку.

Если у Вас стоит задача максимально качественно, для использования на телевидении или для последующего монтажа оцифровать ваши видеоматериалы, то надо запастись внешним диском/накопителем (HDD) с большим объемом, так как 1 час оцифровки в несжатом видеоформате (AVI) будет занимать 13Гб. То есть одна VHS-кассета длbтельностью 180 минут будет занимать примерно 40Гб! А 10 кассет — соответственно 400Гб!

Несжатые AVI-файлы не будут воспроизводиться на телевизорах, так как у этих файлов очень большой битрейт 25Мб/сек! Зато на любом компьютере, даже с плохой видеокартой, этот файл будет воспроизводиться без проблем. Так как сжатие отсутствует и процессору не надо тратить ресурсы на кодирование видео. Именно поэтому такие (несжатые) форматы используются для монтажа видео. Так как с этим форматом всё происходит «на лету»!

При оцифровке в этот формат необходимо использование компьютера и специальной платы «захвата видео» или с использованием специального контроллера IEEE1394. Такой метод оцифровки называется программным (используются специальные программы). Чтобы получить хороший результат используются профессиональные платы, стоимость которых начинается от 1000$. Здесь не подойдет USB-карта, так как скорость потока (25Мб/сек) не позволит на ходу произвести программное кодирование, а значит на выходе будут потери в качестве картинки и отставание звука от видео! (USB2.0 не позволяет это сделать, а карты с USB3.0 требуют специального разьема в компьютере и наличие на материнской плате соответствующего контроллера).

Поэтому, если в рекламе пишут «Оцифруй САМ! КУПИ „КАРТУ ЗАХВАТА“ за 300р-1000р-3000р», то вы не сможете получить приемлемого качества! (Для карт с USB2.0 ).

Для профессиональной оцифровки хочется еще напомнить о выборе системы PAL / SECAM / NTSC. (Подробнее смотри в другой статье).
По умолчанию в программах захвата стоит NTSC (30 кадров/сек). В нашем регионе в основном снимают в системе PAL, эфирное вещание до 2014 года было в системе SECAM. Поэтому при захвате видео необходимо выставить параметры захвата (AVI Microsoft) и систему PAL (25 кадров/сек). Если на кассете была записана с ТВ, например, концерт, передача и т.п., то выбираем систему SECAM (25 кадров/сек). Но это встречается очень редко. Вы сразу заметите, когда у вас на телевизоре картинка цветная, а при захвате получается черно-белая с мелькающими цветными полосами.
NTSC встречается на кассетах привезенных из США или Японии. Иногда клиенты покупают заграницей в музеях кассету не посмотрев на формат.
В этом случае надо выставить систему NTSC (30 кадров/сек). Плюс, обязательно видеомагнитофон должен быть мультисистемным и воспроизводить кассету на более высокой скорости! Если на кассете несколько форматов, то каждый «кусок» нужно оцифровывать отдельно!

Существует множество программ для захвата одна из них была в стандартном пакете, начиная с в Windows 97 и т.д. — называется WindowsMovieMaker. Также из популярных: NeroVision. И в профессиональных программах: PinnacleStudio, SonyVegas, AdobePremiere и другие.

ЛАЙФХАК. Я использую в своей практике аппаратно-программное кодирование, а именно: с видеомагнитофона подается аналоговый сигнал на вход DV-камеры Panasonic (именно на Panasonic есть такая возможность сквозного аппаратного кодирования), а затем по цифровому кабелю IEEE1394 (i-Link) захватываю видео в компьютер, оснащенный контроллером IEEE1394. Этот метод позволяет снять защиту с любой защищенной от перезаписи видеокассеты или DVD-диска!

Этот вид оцифровки редко используется клиентами, задача которых состоит сохранить аналоговые кассеты в цифровом формате — на память. И чтобы можно было посмотреть на любом DVD-плеере.

О других методах оцифровки смотрите в следующих публикациях...
Подпишитесь на обновление информации!

Поделитесь в соц.сетях:

21 комментарий

Оставить комментарий
  1. У меня попытка оцифровать в AVI привела к видеофайлу, продолжительностью 1 минута, размером 339 МБ, то есть час 20 с лишним ГБ, три часа более 60 ГБ. ААААААА!!!! Причем AVI мой тюнер AverTV ставит разрешение 320×240 / 384×288 То есть не высокое...

    1. 1 час занимает 12Гб, 3 часа — 36Гб. Такое качество нужно для постобработки видеоматериала. Например профессионально отснятую свадьбу, хотите переделать и сделать видеоклип (5-10 минут) или короткий фильм минут на 30-40. Сделать цветокоррекцию, наложить спецэффекты и т.п.

      Если нужно оцифровать, чтобы смотреть (без редактирования), то можно оцифровать в формате mpeg2 или mp4 с битрейтом 6-8 Мб.

      1 час такого материала будет занимать 2Гб, а 3 часа — 6 Гб. Качество будет посредственное, но что Вы хотите от исходного формата 384×288, тем более на FullHD телевизорах!

      Есть решение! При оцифровке в mpeg2 в современных телевизорах есть специальная настройка для улучшения качества при просмотре на них этого формата!

  2. ru.aliexpress.com/wholesa...rchText=ieee1394

    предлагают ieee... Цена не велика... Но за 1000 долларов брать — не отработаю на оцифровке...

    1. Цена PCI карты 600 рублей плюс цифровая видеокамера Panasonic (у нас в Уфе на АВИТО можно за 1-2т.р. купить). Сквозным каналом можно делать оцифровку. Расскажу в ближайщее время по-подробнее! Подписывайтесь на новые публикации!

  3. Ну всё таки USB3.0 — вариант?

    1. Всё зависит от задачи! USB 3.0 уже дает надежду на качество, но надо тестировать!

  4. Александр

    В каком формате лучше оцифровывать в mpeg-2 или mpeg-4?

    1. Всё зависит от того, каким образом Вы цифруете видео. Если DVD- рекордером? то из VOB-файлов лучше конвертировать в mpeg2. А если через платы захвата, то зависит от того, как Вы дальше будете использовать.

      Если для интернета, то mpeg4, Если для монтажа, то mpeg2 — лучше работает в монтажных программах, чем mpeg4.

  5. Александр

    Оцифровал кассету в mpeg-2 и уже оцифрованный файл обрезал и заново записал в mpeg-2 с помощью Премьера и Вегаса. И там и там появился рассинхрон. Почему? И как с этим бороться.

    1. Mpeg2 — сжатый формат!

      Для того, чтобы избежать таких последствий я всегда цифрую в AVI: Microsoft DV без сжатия. А потом можно в любой формат конвертировать. Иначе появляется рассинхрон при редактировании.

      Если файл из DVD-video, то конвертирую также в AVI, если планирую редактировать.

      Mpeg2 нужен для конечного хранения, чтобы на ТВ или компе смотреть.

      По моему мнению, проблема рассинхрона появляется при оцифровке аналоговых кассет, из-за «дырок» — незаписанных мест на кассете или перебалансировке звука (когда звук за верхней границей). Эти данные при сжатии «выпадают» и происходит сдвиг звука относительно видео.

      У AVI файлов, такой проблемы нет!

  6. Александр

    Но ведь при оцифровке аналога на рекодер AVI формата нет, есть только MPEG4, VCD, SVCD?

    1. Что у Вас за рекордер? DVD-рекордеры пишут в формате VOB (контейнер с сжатием mpeg2). При конвертации DVD-video в комп, можно в mpeg2 переписать в монтажных программах, как копирование с DVD на комп(есть статья на эту тему: Оцифровка DVD). После этого ставим на кодирование в AVI. И уже AVI-файл монтируем, исправляем, цветокорректируем. А в конце снова переводим в mpeg2 для хранения готового материала.

      Если у Вас плата захвата. то у них это «бонус» — задержка звука от видео. Загонять надо хотя бы по цифровому сигналу 1394. А там можно выбрать в какой формат.

  7. Александр

    Рекордера пока нет, оцифровываю Aver TV. При первоначальной оцифровке рассинхрона нет, при последующей обработке идёт сильный рассинхрон в любых редакторах. С форматом записи на рекордер я просто запутался). Но из сказанного Вами следует, что рекордер пишет так же как и Aver TV в MPEG-2, отличие только в том, что он упаковывает в контейнер. Почему тогда в одном случае, с рекордером, при последующей обработке нет рассинхрона, а в другом, с AVER TV, есть? Или нужно файл в MPEG-2 полученный на AVER TV сначала конвертировать в avi,как Вы это делаете с файлом записанным на рекордере, обработать и затем снова записать в MPEG-2? Тогда рассинхрона не будет?

    1. Желательно все действия с файлом делать в формате без сжатия! AVI — DV Microsoft. Формат MPEG2 — формат со сжатием и при каждом пересчете-обработке возможны непредсказуемые последствия. Рассинхрон звука, зеленая или черная картинка вместо фотографии и т.п. AVER TV — это все-таки аналоговый тюнер (нет цифрового интерфейса 1394). Поэтому качество посредственное, сигнал из 288 базовых линий переводится в 576 за счет программной обработки, а не аппаратной, как на рекордере. Я лет 10-12 назад пробовал эту технологию и мне ВСЁ не понравилось: качество, рассинхрон. Плюс ко всему занят компьютер — при загоне ничего нельзя делать на компе, а то появятся пропущенные кадры! Качество при съемке современной цифровой камерой с экрана FullHD телевизора, соединенного с VHS-магнитофоном по скарту и то лучше получится, за счет специальных настроек ТВ. Я так переснимал с экрана импортный учебный фильм, защищенный от копирования. DVD-рекордер отказывался его записывать!

  8. Александр

    Ильшат, огромное Вам спасибо, за то, что делитесь бесценным опытом! Вот Вы пользуетесь рекодерами Sony и Panasonic, а у меня Pioneer, он хуже по качеству? И бывают ли рекодеры с которых оцифрованные файлы можно сбрасывать или напрямую в компьютер, или на внешний жёсткий диск, а не записывать сначала на болванку и с неё переносить на компьютер? У моего рекодера есть 2 порта USB, но почему-то такой возможности нет, можно только с компа и внешнего жёсткого диска в рекодер.

  9. Александр

    И вот Вы пишите: «Желательно все действия с файлом делать в формате без сжатия!», и вот Вы пишите: «DVD-рекордеры пишут в формате VOB (контейнер с сжатием mpeg2)» и я никак не могу уловить вот эту тонкость, как же все действия проводить без сжатия, если файл уже изначально сжат?

    1. Важно при редактировании использовать несжатый файл. А для сохранения на диск или флешку для просмотра можно/нужно использовать MP2 или mp4 файлы!

      После оцифровки на DVD — импортируем в mpeg2 для записи на флешку или просмотра на ТВ или компе.

      Если нужно редактировать, то кодируем в AVI (12Гб/час) и монтируем, убираем брак, накладываем фильтры: цветокоррекция, насыщенность, расперемеживание, обрезка кадра (нижняя полоса). Я обычно смещаю картинку вниз без изменения размера и обрезаю края кеширующей-рамкой, можно залить край серым цветом.

      Затем делаю вывод из проекта с AVI-файлом в файл mp2 или mp4 — зависит от задачи.

      mp4 — формат для заливки в ВК или Youtube.

  10. Александр

    Спасибо!

  11. Александр

    Вы писали: «обрезка кадра (нижняя полоса). Я обычно смещаю картинку вниз без изменения размера и обрезаю края кеширующей-рамкой, можно залить край серым цветом.» Мне всё время это интересно было, что это за полоса внизу, поехал на телевидение, поговорил с видеоинженером и он сказал, что так всегда и будет, там идёт какая-то служебная информация, и посоветовал просто увеличивать масштаб картинки с помощью программы Адоб Премьер, тогда неровности по краям просто уходят за край, но я это делаю в Вегасе, там это удобней, просто мышкой растягиваю картинку.

    1. При изменении масштаба очень портится картинка на 20%. Любое масштабирование портит качество! Лучше рамкой закрывать...

  12. Александр

    Спасибо Вам большое! Вы просто кладезь полезной информации для таких бедолаг как я.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Подписывайтесь и узнавайте о новостях не заходя на сайт!

Ведите Ваш e-mail: