В первой части (см. Технологии оцифровки. Часть 1.) я подробно описал, как можно в хорошем качестве оцифровать видеокассеты на дому. Но не у всех есть оборудование и время на эти эксперименты. Расскажу какие виды оцифровки встречаются в студиях.
Если Вам не хочется заморачиваться по поводу оцифровки на дому, то самое время рассказать к кому обращаться для оцифровки кассет. Как выбрать студию оцифровки и перезаписи. Что надо узнать о методах и оборудовании для оцифровки?
В своей работе мы используем разные виды оцифровки видеокассет в зависимосnи от формата кассет и задач, для которых производим оцифровку.
Если у Вас стоит задача максимально качественно, для использования на телевидении или для последующего монтажа оцифровать ваши видеоматериалы, то надо запастись внешним диском/накопителем (HDD) с большим объемом, так как 1 час оцифровки в несжатом видеоформате (AVI) будет занимать 13Гб. То есть одна VHS-кассета длbтельностью 180 минут будет занимать примерно 40Гб! А 10 кассет — соответственно 400Гб!
Несжатые AVI-файлы не будут воспроизводиться на телевизорах, так как у этих файлов очень большой битрейт 25Мб/сек! Зато на любом компьютере, даже с плохой видеокартой, этот файл будет воспроизводиться без проблем. Так как сжатие отсутствует и процессору не надо тратить ресурсы на кодирование видео. Именно поэтому такие (несжатые) форматы используются для монтажа видео. Так как с этим форматом всё происходит «на лету»!
При оцифровке в этот формат необходимо использование компьютера и специальной платы «захвата видео» или с использованием специального контроллера IEEE1394. Такой метод оцифровки называется программным (используются специальные программы). Чтобы получить хороший результат используются профессиональные платы, стоимость которых начинается от 1000$. Здесь не подойдет USB-карта, так как скорость потока (25Мб/сек) не позволит на ходу произвести программное кодирование, а значит на выходе будут потери в качестве картинки и отставание звука от видео! (USB2.0 не позволяет это сделать, а карты с USB3.0 требуют специального разьема в компьютере и наличие на материнской плате соответствующего контроллера).
Поэтому, если в рекламе пишут «Оцифруй САМ! КУПИ „КАРТУ ЗАХВАТА“ за 300р-1000р-3000р», то вы не сможете получить приемлемого качества! (Для карт с USB2.0 ).
Для профессиональной оцифровки хочется еще напомнить о выборе системы PAL / SECAM / NTSC. (Подробнее смотри в другой статье).
По умолчанию в программах захвата стоит NTSC (30 кадров/сек). В нашем регионе в основном снимают в системе PAL, эфирное вещание до 2014 года было в системе SECAM. Поэтому при захвате видео необходимо выставить параметры захвата (AVI Microsoft) и систему PAL (25 кадров/сек). Если на кассете была записана с ТВ, например, концерт, передача и т.п., то выбираем систему SECAM (25 кадров/сек). Но это встречается очень редко. Вы сразу заметите, когда у вас на телевизоре картинка цветная, а при захвате получается черно-белая с мелькающими цветными полосами.
NTSC встречается на кассетах привезенных из США или Японии. Иногда клиенты покупают заграницей в музеях кассету не посмотрев на формат.
В этом случае надо выставить систему NTSC (30 кадров/сек). Плюс, обязательно видеомагнитофон должен быть мультисистемным и воспроизводить кассету на более высокой скорости! Если на кассете несколько форматов, то каждый «кусок» нужно оцифровывать отдельно!
Существует множество программ для захвата одна из них была в стандартном пакете, начиная с в Windows 97 и т.д. — называется WindowsMovieMaker. Также из популярных: NeroVision. И в профессиональных программах: PinnacleStudio, SonyVegas, AdobePremiere и другие.
ЛАЙФХАК. Я использую в своей практике аппаратно-программное кодирование, а именно: с видеомагнитофона подается аналоговый сигнал на вход DV-камеры Panasonic (именно на Panasonic есть такая возможность сквозного аппаратного кодирования), а затем по цифровому кабелю IEEE1394 (i-Link) захватываю видео в компьютер, оснащенный контроллером IEEE1394. Этот метод позволяет снять защиту с любой защищенной от перезаписи видеокассеты или DVD-диска!
Этот вид оцифровки редко используется клиентами, задача которых состоит сохранить аналоговые кассеты в цифровом формате — на память. И чтобы можно было посмотреть на любом DVD-плеере.
О других методах оцифровки смотрите в следующих публикациях...
Подпишитесь на обновление информации!
У меня попытка оцифровать в AVI привела к видеофайлу, продолжительностью 1 минута, размером 339 МБ, то есть час 20 с лишним ГБ, три часа более 60 ГБ. ААААААА!!!! Причем AVI мой тюнер AverTV ставит разрешение 320×240 / 384×288 То есть не высокое...
1 час занимает 12Гб, 3 часа — 36Гб. Такое качество нужно для постобработки видеоматериала. Например профессионально отснятую свадьбу, хотите переделать и сделать видеоклип (5-10 минут) или короткий фильм минут на 30-40. Сделать цветокоррекцию, наложить спецэффекты и т.п.
Если нужно оцифровать, чтобы смотреть (без редактирования), то можно оцифровать в формате mpeg2 или mp4 с битрейтом 6-8 Мб.
1 час такого материала будет занимать 2Гб, а 3 часа — 6 Гб. Качество будет посредственное, но что Вы хотите от исходного формата 384×288, тем более на FullHD телевизорах!
Есть решение! При оцифровке в mpeg2 в современных телевизорах есть специальная настройка для улучшения качества при просмотре на них этого формата!
ru.aliexpress.com/wholesa...rchText=ieee1394
предлагают ieee... Цена не велика... Но за 1000 долларов брать — не отработаю на оцифровке...
Цена PCI карты 600 рублей плюс цифровая видеокамера Panasonic (у нас в Уфе на АВИТО можно за 1-2т.р. купить). Сквозным каналом можно делать оцифровку. Расскажу в ближайщее время по-подробнее! Подписывайтесь на новые публикации!
Ну всё таки USB3.0 — вариант?
Всё зависит от задачи! USB 3.0 уже дает надежду на качество, но надо тестировать!
В каком формате лучше оцифровывать в mpeg-2 или mpeg-4?
Всё зависит от того, каким образом Вы цифруете видео. Если DVD- рекордером? то из VOB-файлов лучше конвертировать в mpeg2. А если через платы захвата, то зависит от того, как Вы дальше будете использовать.
Если для интернета, то mpeg4, Если для монтажа, то mpeg2 — лучше работает в монтажных программах, чем mpeg4.
Оцифровал кассету в mpeg-2 и уже оцифрованный файл обрезал и заново записал в mpeg-2 с помощью Премьера и Вегаса. И там и там появился рассинхрон. Почему? И как с этим бороться.
Mpeg2 — сжатый формат!
Для того, чтобы избежать таких последствий я всегда цифрую в AVI: Microsoft DV без сжатия. А потом можно в любой формат конвертировать. Иначе появляется рассинхрон при редактировании.
Если файл из DVD-video, то конвертирую также в AVI, если планирую редактировать.
Mpeg2 нужен для конечного хранения, чтобы на ТВ или компе смотреть.
По моему мнению, проблема рассинхрона появляется при оцифровке аналоговых кассет, из-за «дырок» — незаписанных мест на кассете или перебалансировке звука (когда звук за верхней границей). Эти данные при сжатии «выпадают» и происходит сдвиг звука относительно видео.
У AVI файлов, такой проблемы нет!
Но ведь при оцифровке аналога на рекодер AVI формата нет, есть только MPEG4, VCD, SVCD?
Что у Вас за рекордер? DVD-рекордеры пишут в формате VOB (контейнер с сжатием mpeg2). При конвертации DVD-video в комп, можно в mpeg2 переписать в монтажных программах, как копирование с DVD на комп(есть статья на эту тему: Оцифровка DVD). После этого ставим на кодирование в AVI. И уже AVI-файл монтируем, исправляем, цветокорректируем. А в конце снова переводим в mpeg2 для хранения готового материала.
Если у Вас плата захвата. то у них это «бонус» — задержка звука от видео. Загонять надо хотя бы по цифровому сигналу 1394. А там можно выбрать в какой формат.
Рекордера пока нет, оцифровываю Aver TV. При первоначальной оцифровке рассинхрона нет, при последующей обработке идёт сильный рассинхрон в любых редакторах. С форматом записи на рекордер я просто запутался). Но из сказанного Вами следует, что рекордер пишет так же как и Aver TV в MPEG-2, отличие только в том, что он упаковывает в контейнер. Почему тогда в одном случае, с рекордером, при последующей обработке нет рассинхрона, а в другом, с AVER TV, есть? Или нужно файл в MPEG-2 полученный на AVER TV сначала конвертировать в avi,как Вы это делаете с файлом записанным на рекордере, обработать и затем снова записать в MPEG-2? Тогда рассинхрона не будет?
Желательно все действия с файлом делать в формате без сжатия! AVI — DV Microsoft. Формат MPEG2 — формат со сжатием и при каждом пересчете-обработке возможны непредсказуемые последствия. Рассинхрон звука, зеленая или черная картинка вместо фотографии и т.п. AVER TV — это все-таки аналоговый тюнер (нет цифрового интерфейса 1394). Поэтому качество посредственное, сигнал из 288 базовых линий переводится в 576 за счет программной обработки, а не аппаратной, как на рекордере. Я лет 10-12 назад пробовал эту технологию и мне ВСЁ не понравилось: качество, рассинхрон. Плюс ко всему занят компьютер — при загоне ничего нельзя делать на компе, а то появятся пропущенные кадры! Качество при съемке современной цифровой камерой с экрана FullHD телевизора, соединенного с VHS-магнитофоном по скарту и то лучше получится, за счет специальных настроек ТВ. Я так переснимал с экрана импортный учебный фильм, защищенный от копирования. DVD-рекордер отказывался его записывать!
Ильшат, огромное Вам спасибо, за то, что делитесь бесценным опытом! Вот Вы пользуетесь рекодерами Sony и Panasonic, а у меня Pioneer, он хуже по качеству? И бывают ли рекодеры с которых оцифрованные файлы можно сбрасывать или напрямую в компьютер, или на внешний жёсткий диск, а не записывать сначала на болванку и с неё переносить на компьютер? У моего рекодера есть 2 порта USB, но почему-то такой возможности нет, можно только с компа и внешнего жёсткого диска в рекодер.
И вот Вы пишите: «Желательно все действия с файлом делать в формате без сжатия!», и вот Вы пишите: «DVD-рекордеры пишут в формате VOB (контейнер с сжатием mpeg2)» и я никак не могу уловить вот эту тонкость, как же все действия проводить без сжатия, если файл уже изначально сжат?
Важно при редактировании использовать несжатый файл. А для сохранения на диск или флешку для просмотра можно/нужно использовать MP2 или mp4 файлы!
После оцифровки на DVD — импортируем в mpeg2 для записи на флешку или просмотра на ТВ или компе.
Если нужно редактировать, то кодируем в AVI (12Гб/час) и монтируем, убираем брак, накладываем фильтры: цветокоррекция, насыщенность, расперемеживание, обрезка кадра (нижняя полоса). Я обычно смещаю картинку вниз без изменения размера и обрезаю края кеширующей-рамкой, можно залить край серым цветом.
Затем делаю вывод из проекта с AVI-файлом в файл mp2 или mp4 — зависит от задачи.
mp4 — формат для заливки в ВК или Youtube.
Спасибо!
Вы писали: «обрезка кадра (нижняя полоса). Я обычно смещаю картинку вниз без изменения размера и обрезаю края кеширующей-рамкой, можно залить край серым цветом.» Мне всё время это интересно было, что это за полоса внизу, поехал на телевидение, поговорил с видеоинженером и он сказал, что так всегда и будет, там идёт какая-то служебная информация, и посоветовал просто увеличивать масштаб картинки с помощью программы Адоб Премьер, тогда неровности по краям просто уходят за край, но я это делаю в Вегасе, там это удобней, просто мышкой растягиваю картинку.
При изменении масштаба очень портится картинка на 20%. Любое масштабирование портит качество! Лучше рамкой закрывать...
Спасибо Вам большое! Вы просто кладезь полезной информации для таких бедолаг как я.
Я использую при захвате ПРИСТАВКУ то чем захватывают компьютерные игры,пишет сразу на внешний жесткий диск, параметры видео : 50 кадров в секунду, битрейт 7500 , В МР4 .
Сейчас есть много приставок для записи с экрана игр в FullHD и выше качестве.
Но для оцифровки кассет главное настроить правильно видеомагнитофон.
Качество будет зависеть от качества воспроизводимого сигнала.
Сам сигнал будет 378×288 точек. Качество также будет зависеть от метода конвертирования в устройстве захвата.
Бывает программное и аппаратное кодирование. Аппаратное будет качественнее. Причем очень заметно.
Здесь самое главное какой битрейт. Я выбираю от 6 до 8 Мб/сек. Размер не будет иметь значения. Будет иметь значение соотношение сторон.